Кликер-тренинг

 

Кликер-тренинг - это технология, ставшая в последнее время очень популярной в дрессировке собак. Кликер представляет из себя маленькую коробочку, издающую щелчок при нажатии. Он становится маркером поведения, которое дрессировщик отбирает, а также обещанием того, что впереди собаку ждет положительное подкрепление - лакомство или игра. Таким образом обучение продолжает развиваться на основе более современных наблюдений и понимания поведения животных. Очень полезно принять участие в нескольких мастер-классах или семинарах для получения базовых основ и изучения более сложных научных концепций поведения, если вам интересна полная философия кликер-тренинга. Я побывала на двух семинарах Melissa Alexander, ставших для меня очень приятными событиями.   Melissa очень проста в общении и очень доходчиво объясняет сложные модели поведения. Здесь вы можете узнать, что такое оперантное обусловливание.

 

Я начинала с "заманивания" моего первого щенка в правильную позицию с помощью наведения лакомством и постепенного введения нужного мне словесного обозначения этого действия, т.е. будущей команды. Это прекрасно работало для обучения щенка базовым посадке и укладке, но свободное формирование действий с помощью кликера идет на шаг дальше - щенок учится "понимать" свое тело, осознанно управлять им. Когда вы наводите щенка на нужное действие лакомством, он думает о еде, а не о том, что делает. При использовании свободного формирования вы либо ждете, чтобы он принял естественное положение, позволяющее ему сделать то, что вы вознаграждаете, либо разбиваете сложные последовательные действия на более мелкие составляющие и постепенно просите большего при каждом повторении. Здесь вы можете узнать больше о Luring (наведение), Moulding (лепка) и Shaping (формирование).

 

Кликер-тренинг - это громадное удовольствие как для собаки, так и для дрессировщика, и, учась предлагать все больше и больше вариантов действий, собака обучается все быстрее и быстрее. Моя собака обучалась обозначению следовых предметов с использованием кликера, вначале в гостиной, а затем постепенно тренируясь в различных местах, с введением вербального обозначение действия, и, наконец, с использованием его на следе. Она знает, когда мы идем заниматься с кликером, Обычно я оставляю ее без поводка или на длинном шнуре, она получает возможность свободно предлагать любые варианты действий, кроме того, у нас есть произвольные трюки и, казалось бы, бесполезные действия, как, например, постановка лап на коробку или нажатие носом на контейнер. Но это позволяет и собаке, и тренеру расслабиться и сделать что-то отличное от более серьезных соревновательных упражнений.

 

Одним из наиболее важных понятий в спортивной дрессировке является концентрация. Кликер - это наиболее простой способ обучения ей, потому что вы можете поймать нужное вам поведение собаки именно тогда, когда она его показывает. Нужно немножко практики, чтобы научиться кликать вовремя, но результат того стоит. Вы должны очень четко представлять себе, чего хотите добиться от собаки, и разбивать упражнения на легкие для собаки составные. Из "Интеллектуальной техники верховой езды Монти Робертса" я усвоила, что если вы рассчитываете сделать что-то за десять минут, на это может понадобиться час, но если рассчитываете на час, то, возможно, справитесь и за десять минут. Никогда не спешите тренировать что-то новое. Если вы получаете много неудач, возможно, вы слишком спешите. Сделайте шаг назад и подумайте, чего именно хотите добиться. Чтобы обучение могло прогрессировать, вы должны подкреплять нужные действия очень быстро.

 

В начале обучения с помощью кликера я использовала довольно много наведения и помощи поводком, чтобы достигнуть нужных мне результатов, но чем больше я отрабатываю упражнений с каждым последующим щенком, тем больше и больше использую свободное формирование. Это дает мне возможность наблюдать реакцию собаки, ее природные наклонности, и поэтому я могу подстраивать свой тренинг под каждую собаку индивидуально. К примеру, недавно я обучала двух щенков подноске предмета. Первый щенок перешел от обнюхивания к кусанию предмета, а второй после обнюхивания стал толкать его лапой. Первый щенок намного больше пробует вещи "на зуб", что должно помочь сделать подноску быстрее! Второй любит играть с предметами лапами. Как только щенок толкал предмет носом, я вознаграждала его, и вскоре она пыталась играть наклоняясь к предмету, а затем и лежа. После четырех коротких занятий с  десятью повторениями у нее была основная идея лечь рядом с предметом. Только тогда я должна была научить ее, что предмет должен находиться между ее лапами.